Конец XIX — начало ХХ века называют Серебряным веком, временем, когда все было изящно, томно, изысканно: поэзия, стиль жизни, образ мыслей, костюмы. Мода того времени — образец элегантности и утонченности. Совершенное отсутствие прямых линий, рисунок моделей сложен и замысловат. Это касается всего: платьев, причесок, шляп, обуви.
Обувь — как наиболее сложный в изготовлении предмет туалета — привлекала, пожалуй, такое же количество внимания, как и сами наряды. Дамы тех времен носили:
- туфельки;
- ботинки;
- полусапожки.
Прюнелевые башмачки
Обувь из прюнели чаще всего можно было увидеть на утонченных, затянутых в корсеты барышнях. Сильный акцент такого предмета одежды на талии — а ведь она должна была быть тоньше, чем талия кавалера! — изящно подчёркивался правильно подобранной парой прюнелевых башмачков. Прюнель — особо прочная ткань, чаще всего черного цвета, из которой изготавливался верх дамских башмачков, что тогда считалось верхом элегантности.
Кроме прюнели, дамскую обувь шили из:
- атласа;
- репса;
- шелка;
- мягкой кожи: шевро или лайки.
Каблучки - рюмочки
Туфельки, ботинки или сапожки красавиц начала ХХ века имели невысокие каблучки, но не простой формы, а изысканной «рюмочки», что придавало ножке дамы изящество, подчеркивая тонкую щиколотку, а походке придавая грациозность. Очень ценилось, когда обувь в точности повторяла форму ножки. Модницы были очень требовательны к своим башмачкам, и мастера, занимавшиеся их пошивом, подгоняли каждую пару так, что стелька была буквально слепком стопы заказчицы.
Красота — прежде всего
Поскольку эстетика во всем очень волновала дам Серебряного века, требования к дизайну каждого вида обуви были чрезвычайно высокими. Бальные туфельки нередко украшались:
- лентами;
- кружевом;
- бисером;
- вышивкой.
Женские ботинки, сшитые из высококачественной выделанной кожи, часто были отделаны пуговицами, бусинками, вышивкой из меди, вставками из парчи.
Мода начала ХХ века отмечена некоторым укорочением юбок, поэтому полусапожки и ботинки дам имели тонкую щиколотку, обращая внимание на аристократическую изысканность своей владелицы. Появились достаточно высокие сапожки со шнуровкой, которая была своеобразным корсетом для ноги, и сапожок сидел на ножке модницы, как влитой.
И пусть эта изящная обувь не отличалась носкостью (парча и кружева гарантировали эстетику, но отнюдь не долгий срок ее использования), она иногда являлась поистине произведением искусства. Ведь шилась под индивидуальный заказ опытным мастером. Созданием модной обуви занимались даже некоторые художники. Сейчас, любуясь дошедшими до нас образцами туфелек или ботиночек, красовавшимися на ножках дам Серебряного века, можно только удивляться изысканности их дизайна, а также мастерству изготовивших их специалистов.