Главная \ Статьи \ Происхождение и виды киргизской обуви

Происхождение и виды киргизской обуви

Киргизский народ имеет довольно сложную и запутанную историю происхождения, поэтому на традиции изготовления обуви, одежды наложили отпечаток многие факторы. Надо сказать, что в древние времена в этих местах Центральной Азии скитались разные кочевые племена (саки, гунны, динлины), а также тюркоязычные обитатели Тянь-Шаня, Саян, Алтая. Не следует сбрасывать со счетов и влияние уйгуров, карлуков, монголов.

Народность киргизов - обособленно, с присущими ей традициями, укладом, обычаями - сформировалась и сложилась примерно в XVI-XVII веках, однако, еще даже в XIX веке киргизам был присущ кочевой образ жизни. Конечно же, это в значительной степени влияло на одежду и обувь народа.

Длительное время основным занятием кочевых племен киргизов было скотоводство, соответственно, проще (дешевле) всего им было вести изготовление обуви из шерсти или кожи животных. Еще во II веке до нашей эры саки носили войлочные сапоги на толстой подошве. Это была удобная обувь для любых сезонов года, отлично подходившая для верховой езды.

Позднее - у гуннов, которые пришли на смену сакам - появилась кожаная обувь, напоминавшая ичиги (сапоги без каблуков, с плотным задником и мягким носком). Для большего комфорта внутрь надевали войлочные вставки, причем верхняя часть импровизированных чулок выглядывала из сапог, поэтому на нее наносились орнаменты с помощью техники аппликации. Подобную обувь носили и мужчины, и женщины, более того, современные ичиги можно считать продолжением древних традиций (сохранившихся в народных татарских и казахских костюмах). Для того, чтобы лучше сохранить обувь от порчи, поверх сапог (при необходимости) надевались кожаные калоши (кепич).

То, какую обувь носил человек, зависело и от социального статуса: еще в XVIII веке путешественники подмечали, что в племенах старейшины используют обувь из красной кожи, тщательной выделки, в то время как простые труженики надевают сапоги из сыромятной кожи.

По мере роста искусности мастеров обувных дел, появлялись различные типы сапог: «чокой» - с чуть загнутыми вверх носами, «чарык» - сапоги из сыромятной кожи, с короткими голенищами, «пайчеки» - мягкие сапоги из кожи, которая не дубилась. Зимой, в холодное время, использовали особый вид обуви - «маасы» - это были выворотные сапоги с мехом. На них для защиты от влаги одевались галоши. Кстати, и в наши дни в этих местах носят нечто аналогичное - сапоги с резиновыми галошами.

Традиции в этих местах очень сильны, поэтому в Киргизии и ныне изготавливают обувь из натурального или крашенного войлока, и такая обувь пользуется хорошим спросом. По крайней мере, тапочки с острыми загнутыми носами и орнаментом можно встретить практически в любой местности.

Конечно же, XX век внес коррективы в быт киргизского народа, поскольку присоединение к России (1863) и последующий вход в состав СССР привели к изменению уклада некогда кочевых племен. Люди «осели» в городах, на местах, привыкли к новой реальности, однако, и ныне пастухи, скотоводы носят обувь из войлока, как делали их предки в течение многих веков.